...:: pleasure-word.narod.ru ::...
Слово об удовольствиях
 

Слово об удовольствиях

 
  

Амвросий, архиепископ Харьковский
 
  Подготовлено по изданию «Сборник проповедческих образцов», 1912 г. 

Намеренное развращение народа

Предисловие
Что значат удовольствия и наслаждения для современного человека
Скользок путь удовольствий: предостережение царя Соломона
Христианское учение не унижает и не подавляет благородные склонности человеческой природы
Какие удовольствия и наслаждения открыты православным христианам

Не будет преувеличением, если мы скажем, что и политические волнения народных масс наиболее поддерживаются завистью к людям достаточным, происходящей от страсти к наслаждениям. Вот прямые последствия узаконения всяких удовольствий и наслаждений - как обязательного возделывания целой полосы нашей жизни, как средства образования человечества, наконец, как права, принадлежащего ровно всем: и даровитому и бездарному, и ленивому, и трудолюбивому и богатому и бедному. А мы еще спешим насильственно навязать всякие новоизбранные удовольствия нашему простому православному народу, еще и не помышляющему о них, ни собравшемуся ни с умственными, ни с нравственными силами. От грубых удовольствий, которые замечаются в нем, мы можем отвлечь его только сообщением ему верных понятий о них и нравственных правил и возвышении духа, об очищении сердца, о борьбе со страстями, а без этих условий все утонченные удовольствия, какие бы мы ни указали ему, он превратит «грубые, и к старым порокам только прибавит несколько новых.

Другая опасность, представляемая современными удовольствиями, - это потрясение в обществе нравственных основ и главным образом целомудрия. Что составляет защиту, охрану целости и неповрежденности невинной души от греха? Страх греха, чувствительность совести, стыд целомудрия. Господь указал нам присутствие греха даже в одном воззрении с вожделением (Мат. 5, 28) именно потому, что подобное воа-г зрение, при невнимании к себе, часто повторяемое, открывает нам путь к предметам вожделения и лишает дух наш внутреннего мира и безопасности. Что же производят в нас эти облагороженные картины чувственной красоты, столь обыкновенные на современных зрелищах? Они сначала колеблют, а потом и разрывают те тонкие завесы и покровы, которыми стыд целомудрия - это благороднейшее свойство нашей души - ограждает и защищает ее от вторжения в воображение нечистых представлений и от возбуждения в сердце страстных вожделений. Что же должно происходить с душами христианскими там, где намеренно устраняется всякая предосторожность и благоприличие, на этих известных всем языческих вечерах, которые к стыду нашему не только допускаются в нашем христианском обществе, но еще пользуются и покровительством как собрания, содействующие просветительному сближению молодых людей. Что должны производить в сердцах юношей и девиц, по самому возрасту своему склонных к возбуждению страстей - это обнажение порока, эти необузданные речи, все эти ухищрения, имеющие целью представить в привлекательном виде самые постыдные страсти? Здесь уже не колебание покровов целомудрия, здесь, по изречению пророка Иеремии, входит нравственная смерть во все окна нашей души (Мер. 9, 21); здесь ниспровергаются все преграды, какие поставляют против вторжения зла в души наши разум, совесть и сила воли, и целыми массами вторгаются в них враги их целости, благоустройства и внутреннего мира. Увеселения подобного рода, появляющиеся в обществе не как случайные уклонения от порядка правильной жизни, а как учреждения, имеющие права гражданства, можно назвать не иначе, как намеренным развращением народа. Пройдите мысленно сверху донизу всю эту лестницу современных увеселений, от облагороженных до самых грубых, прибавьте к этому современные убеждения, что стыдливость есть предрассудок; что страстные движения сердца свойственны нашей природе и потому законны, так что и сдерживать их не следует; что нравственные приличия - пустые выдумки; что чувство должно быть свободно; что влияние Церкви на семейную жизнь излишне; что крепкие узы брачных союзов стеснительны; что для молодых людей плотские связи, хотя бы и преступные, необходимы, - сообразите все это, и вы увидите, что и свободой проповедания этих учений и покровительством всяким увеселительным учреждениям мы не только открываем, но как бы намеренно углаживаем для народа все пути к его нравственному развращению. После этого не удивляйтесь, что ваши образованные дочери бегут из-под родного крова неведомо куда и неведомо с кем, что у вас молодые жены и мужья без жалости бросают друг друга, оставляя детей на произвол судьбы, что ваши сыновья вступают в преждевременные браки без вашего ведома и согласия к унижению вашего семейства и рода. Но мы идем и дальше: мы и малых детей спешим ввести в этот водоворот страстей, устраивая для них особые собрания, по образу собраний для взрослых, чтобы скорее дать им понять, что и они люди с правами на современные удовольствия, что и им надо спешить познакомиться с чарующим блеском светских собраний, с тщеславием, волнениями зависти, страстью к нарядам, выездам, и если не с действительными пороками чувственности, до которых они еще не доросли, то, по крайней мере, с внешними их приемами и с мечтаниями о них. Как благо-временно ныне вспомнить нам слова Спасителя нашего о страшной участи тех, кто соблазнит единого от малых сих (Мф. 18, 6), когда сами родители спешат изгнать детей своих из их рая невинности, отнять у них чистые радости едва расцветающей жизни и заменить их теми страстными увлечениями, каким предаются сами.

««« Назад : Далее »»»
Какие удовольствия особенно опасны для юной души
Намеренное развращение народа
Навык к удовольствию незаметно переходит в страсть
Увеселительные собрания в посты на накануне великих праздников
Предвкушение в земной жизни радостей Царствия Небесного
copyright © 2004 pleasure-word.narod.ru | all rights reserved | author: Daemon | hosting: narod.yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz