...:: pleasure-word.narod.ru ::...
Слово об удовольствиях
 

Слово об удовольствиях

 
  

Амвросий, архиепископ Харьковский
 
  Подготовлено по изданию «Сборник проповедческих образцов», 1912 г. 

Навык к удовольствию незаметно переходит в страсть

Предисловие
Что значат удовольствия и наслаждения для современного человека
Скользок путь удовольствий: предостережение царя Соломона
Христианское учение не унижает и не подавляет благородные склонности человеческой природы
Какие удовольствия и наслаждения открыты православным христианам

Столь же великую опасность удовольствия представляют и в том отношении, что к ним легко приобретаются навыки, незаметно переходящие в страсти. Наша чувственность жаждет удовольствий и всегда склонна к их повторению и усилению получаемых от них впечатлений. На повторении основывается навык, на усилении впечатлений - увеличение жажды наслаждений; из того и другого слагаете страсть, илисто страшное нравственное состояние, в котором дух наш совершенно порабощается чувственности со всеми своими высшими силами и стремлениями. Привыкните часто гулять с известными приспособлениями для увеличения удовольствия - и вас по времени все будет чаще позывать на эти прогулки и все труднее будет после них собираться с мыслями и приниматься за дела, требующие усиленного труда. Привыкните к употреблению изысканной пищи или к употреблению ее в большом количестве - и вам по времени будет трудно соблюдать воздержание или употреблять пищу простую и суровую, какую дают нужда и бедность. Привыкните часто и много употреблять легкого вина - и вы почувствуете потребность в более крепком. Чем наши наслаждения сильнее раздражают наши нервы и возбуждают чувственные потребности, тем страшнее к ким навык. Здесь настоящее месторождение тех страстей, от который гибнет человечество: страсти к азартным играм, пьянству, сладострастию и другие. Здесь постепенно и незаметно воспитываются те несчастные любители удовольствий, для которых и жизнь не мила без привычных наслаждений, которые готовы г скорее расстаться с нею, чем начать трудную борьбу с приобретенным навыком. Отсюда выходят те разорители состояний и бичи своих семейств, для которых не тяжелы слезы и старания жен, нищета и распущенность детей, для которых , не страшна потеря доброго имени, не унизителен позор; отсюда выходят и те преступники, для которых не жаль разорить ближнего похищением его собственности и убить человека, лишь бы найти средства для привычных наслаждений. Вот здесь остановитесь и спросите: неужели невинная игра, дающая приятный отдых, вино, назначенное природой для нашего подкрепления и увеселения, любовь, для которой и создан человек - есть грех?

Ответ на один из этих вопросов опять дает нам Соломон, ответ разрешающий и все другие подобные вопросы: невинно вино, укоризненно пьянство (Притч, 20, 1). Невинны все удовольствия, дозволяемые совестью и законом нравственным, но преступно злоупотребление ими. Не они виновны, а мы, всегда склонные по своей грешйой природе перейти в употреблении их меру и поработить себя ими. И можно ли не бояться суда Божия, которым Соломон желает остеречь юношу, жаждущего удовольствий, когда под ними скрывается пропасть, готовая поглотить неосторожных?

««« Назад : Далее »»»
Какие удовольствия особенно опасны для юной души
Намеренное развращение народа
Навык к удовольствию незаметно переходит в страсть
Увеселительные собрания в посты на накануне великих праздников
Предвкушение в земной жизни радостей Царствия Небесного
copyright © 2004 pleasure-word.narod.ru | all rights reserved | author: Daemon | hosting: narod.yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz