...:: pleasure-word.narod.ru ::...
Слово об удовольствиях
 

Слово об удовольствиях

 
  

Амвросий, архиепископ Харьковский
 
  Подготовлено по изданию «Сборник проповедческих образцов», 1912 г. 

Увеселительные собрания в посты на накануне великих праздников

Предисловие
Что значат удовольствия и наслаждения для современного человека
Скользок путь удовольствий: предостережение царя Соломона
Христианское учение не унижает и не подавляет благородные склонности человеческой природы
Какие удовольствия и наслаждения открыты православным христианам

Скажем еще несколько слов об одном затруднительном нравственном состоянии, в котором оказываются и добрые христиане при современном порядке пользования удовольствиями. Мы разумеем увеселительные собрания и зрелища в посты и накануне великих праздников. Здесь также говорят: «Что за особенный грех провести в великий пост или под праздник вечер в собрании, где не делается ничего противозаконного и преступного?» В этих вопросах виден тот же поверхностный взгляд, то же внешнее сопоставление явлений без углубления в их внутреннее значение. Но вы всмотритесь ближе в то, что вы делаете. Вы веруете не в идолов, которые слепы и для которых все равно, чтобы вы ни делали, Вы веруете в Бога живого, всевидящего, любящего вас и бескорыстно ищущего вашей любви для вашего спасения и блаженства. Он смотрит на ваше колебание между исполнением обязанности по отношению к Нему и требованиями света или вашей собственной склонности. Ему противно ваше малодушие, для Него оскорбительна ваша измена. Вспомните, как вы поступаете в подобных случаях по отношению к вашим ближним: если вы в несчастии и горести, вы не идете на праздничное собрание у любимого вами семейства, чтобы не огорчить радующихся выражением печали на лице вашем, когда вы чтите память умершего дорогого для вас человека, когда вы соблюдаете ваш по нем траур и отказываетесь не только от общественных, но и от частных увеселительных собраний. По какому закону вы поступаете в этих случаях? Конечно, по самому возвышеннейшему из законов - по закону любви. Но откуда в вас эти прекрасные свойства и проявления любви? Конечно от Бога, Который один есть любовь. Зачем же вы к Нему именно так несправедливы, что Ему одному отказываете в этих, проявлениях любви, что в те дни и часы, в которые Он желает видеть вас у Себя, вы бежите от Него в собрания не для Него и не во славу Его учрежденные, а составляющие иногда уничижение и даже поругание Его Святого Имени? Разве это может не оскорблять Его? Разве ангелы и святые Божий, наши покровители и молитвенники, к которым мы иногда с такими горькими слезами прибегаем в несчастьях, - разве они за нас перед Богом не стыдятся? Вспомните эти скорбные слова, сказанные Христом Спасителем в страшную ночь перед Его страданиями, когда Он после своей молитвы пришел к уснувшим Апостолам: тако ли не возмогосте единого часа побдети со Мною? (Мф 26, 40). Но они только уснули, и притом от немощи и утомления; они только не смогли совершить подвига бдения и молитвы в часы душевной тоски своего Учителя и оставили Его одного, они не променяли пребывание с Ним на увеселения, которых, вероятно, в эту ночь было много в большом городе Иерусалиме, но и это огорчило нашего Господа. Что же делаем мы? На кого мы Его меняем? Куда мы бежим от Него в часы бдения и молитвы? И еще спрашиваем: какой в этом грех? Здесь много грехов: грех легкомыслия, грех неблагодарности к Богу, грех забвения о том духовном царстве, которого мы состоим членами, т. е. Церкви, где замечают наше отсутствие; грех нравственного расслабления, по которому не можем провести несколько недель поста без изысканных удовольствий; наконец, грех отупения нравственного чувства, о которых свидетельствует наш смех, рукоплескания и крики восторгов на зрелищах в часы церковных торжеств или покаянной печали и слез. И вот что удивительно - при этом мы заботимся о благе наших семейств, о благе отечества, с полной надеждой все необходимое для них иметь, как будто все роды благ могут быть нами получаемы откуда-нибудь, кроме Господа Бога, Которого мы неблаговременными публичными собраниями всенародно оскорбляем. Но история свидетельствует, что общественные бедствия и посылаются правдою Божию преимущественно за открытое, всенародное уничижение имени Божия. На все софизмы и извороты, которыми мы в этих случаях себя оправдываем, отвечает нам строгое слово святого Апостола Павла: «Не обманывайтесь; Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет». (Галат. 6, 7).

««« Назад : Далее »»»
Какие удовольствия особенно опасны для юной души
Намеренное развращение народа
Навык к удовольствию незаметно переходит в страсть
Увеселительные собрания в посты на накануне великих праздников
Предвкушение в земной жизни радостей Царствия Небесного
copyright © 2004 pleasure-word.narod.ru | all rights reserved | author: Daemon | hosting: narod.yandex.ru
Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz