|
Итак, христианство при всех обстоятельствах нашей жизни требует от нас прежде всего труда самоусовершенствования, и только совместно с ним разрешает нам удовольствия и наслаждения жизни. Таким образом, нам открыты наслаждения семейным счастьем, но с соблюдением супружеского целомудрия и других обязанностей; наслаждение человеческой красотой, но без возбуждения грубых пожеланий; наслаждение красотами и дарами природы, но без злоупотребления ими, наслаждения благородными искусствами, но без обращения их в орудие наших страстей. Нам скажут, что тогда удовольствия потеряют всю для нас свою привлекательность, будут цветны, однообразны, скучны. Это правда, но только по отношению к тем любителям удовольствий, которые ищут в них самозабвения и простора грубой чувственности; для людей же, не желающих потерять нравственное равновесие, способность самонаблюдения и мир совести - они будут тем, чем должны быть, т. е. отдохновением от труда жизни, утешением в трудах и поощрением к трудам дальнейшим.
|
|