|
Столь же великую опасность удовольствия представляют и в том отношении, что к ним легко приобретаются навыки, незаметно переходящие в страсти. Наша чувственность жаждет удовольствий и всегда склонна к их повторению и усилению получаемых от них впечатлений. На повторении основывается навык, на усилении впечатлений - увеличение жажды наслаждений; из того и другого слагаете страсть, илисто страшное нравственное состояние, в котором дух наш совершенно порабощается чувственности со всеми своими высшими силами и стремлениями. Привыкните часто гулять с известными приспособлениями для увеличения удовольствия - и вас по времени все будет чаще позывать на эти прогулки и все труднее будет после них собираться с мыслями и приниматься за дела, требующие усиленного труда. Привыкните к употреблению изысканной пищи или к употреблению ее в большом количестве - и вам по времени будет трудно соблюдать воздержание или употреблять пищу простую и суровую, какую дают нужда и бедность.
Привыкните часто и много употреблять легкого вина - и вы почувствуете потребность в более крепком. Чем наши наслаждения сильнее раздражают наши нервы и возбуждают чувственные потребности, тем страшнее к ким навык. Здесь настоящее месторождение тех страстей, от который гибнет человечество: страсти к азартным играм, пьянству, сладострастию и другие. Здесь постепенно и незаметно воспитываются те несчастные любители удовольствий, для которых и жизнь не мила без привычных наслаждений, которые готовы г скорее расстаться с нею, чем начать трудную борьбу с приобретенным навыком. Отсюда выходят те разорители состояний и бичи своих семейств, для которых не тяжелы слезы и старания жен, нищета и распущенность детей, для которых , не страшна потеря доброго имени, не унизителен позор; отсюда выходят и те преступники, для которых не жаль разорить ближнего похищением его собственности и убить человека, лишь бы найти средства для привычных наслаждений. Вот здесь остановитесь и спросите: неужели невинная игра, дающая приятный
отдых, вино, назначенное природой для нашего подкрепления и увеселения, любовь, для которой и создан человек - есть грех?
|
|
|
Ответ на один из этих вопросов опять дает нам Соломон, ответ разрешающий и все другие подобные вопросы: невинно вино, укоризненно пьянство (Притч, 20, 1). Невинны все удовольствия, дозволяемые совестью и законом нравственным, но преступно злоупотребление ими. Не они виновны, а мы, всегда склонные по своей грешйой природе перейти в употреблении их меру и поработить себя ими. И можно ли не бояться суда Божия, которым Соломон желает остеречь юношу, жаждущего удовольствий, когда под ними скрывается пропасть, готовая поглотить неосторожных?
|
|